I & S INNOVATION & SUSTAINABILITY

«ЭФКО» разольет масло в Алматы

7 мая 2018 г.

«ЭФКО» разольет масло в Алматы

Опубликовано: Atameken Business Channel


Российская компания «ЭФКО» собирается начать выпуск бутилированного подсолнечного масла в Алматы в III квартале этого года. Об этом в комментарии abctv.kz на IV ежегодной выставке казахстанских производителей «Ұлттық өнім» рассказал региональный менеджер «ЭФКО Казахстан» Нуржан Конурбаев.


«Производство планируем, скорее всего, в III квартале 2018 года. Производственная линия уже готова, сырое масло мы давно производим, остался только упаковочный цех», – сказал он в беседе с abctv.kz.


Сейчас в компании пытаются понять, в какой таре лучше разливать подсолнечное масло для местного потребителя. Пока в планах задействовать емкости на 0,81 литра, один литр, 1,8 литра, 2,7 литра и пять литров. Из них три вида – на 0,81 литра, один литр и пять литров – производятся в Алматы. Остальное можно выпускать на основном заводе в городе Алексеевке Белгородской области РФ.


«Во второй половине мая, наверное, в Алматы мы будем проводить эксперимент, как будут наша новая продукция и наш бренд «Султан» восприниматься. Как проведем эксперимент, будем смотреть, какая восприимчивость наших клиентов, потенциальных конечных покупателей. Исходя из этого, решим, в какой таре лучше всего разливать, и будем делать номенклатурную группу, ассортимент», – пояснил Конурбаев.


До этого «ЭФКО» уже поставляла свое подсолнечное масло в Казахстан. Однако новая торговая марка «Султан» будет ориентирована только на казахстанский рынок. В России «ЭФКО» продает масло под названием «Слобода».


«На территории Казахстана такое масло не производят. Все основные конкуренты производят масло первого сорта, а у нас – высшего сорта. Наши конкуренты российские и основные наши местные производители давно на рынке. Мы в течение последних только четырех лет пытаемся войти. Расширяем свою дистрибуцию на рынке. Мы напрямую не реализуем свою продукцию, а работаем через дистрибьютора на данный момент, так как своих представительств у нас нет», – говорит сотрудник российской компании.


Кроме подсолнечного масла, на заводе «ЭФКО» в Алматы планируют выпускать майонез и кетчуп. В этих продуктах конкуренция в стране большая, признает Конурбаев. Однако в целом продукция компании не будет дешевле рыночных аналогов, так как основной ориентир будет на логику «цена – качество».


«Мы не добавляем пальмовое масло. Пятиразовая фильтрация у нас идет, рафинирование, дезодорация, и все производится на немецком оборудовании. Контроль качества очень хороший. Мы будем позиционироваться, конечно, согласно принципу «цена – качество», – заявляют в «ЭФКО Казахстан».


В 2018 году на алматинском заводе «ЭФКО» собираются произвести около 1,6-1,7 тыс. тонн и занять 5-10% казахстанского рынка подсолнечного масла. Так как по логистике Средняя Азия находится далеко от российского завода, в казахстанском подразделении планируют выходить на рынки Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Афганистана из-за преимущества цены. В Китай, являющийся, по словам регионального менеджера, специфичным рынком, которому нужны большие объемы, поставки выгоднее осуществлять морским путем из России.


«В Иран поставлять пока в планах у нас нет. У нас с России поставляется в Иран подсолнечное масло по Каспийскому морю, но это пока пробные партии. В этом году начали переговоры с иранскими партнерами, по-моему, первую партию в 100 тонн туда отправили», – отметил Конурбаев в разговоре с abctv.kz.


Борьба за масличные


Сырье в виде подсолнечных семечек без содержания ГМО «ЭФКО-Казахстан» в основном покупает в ВКО и Павлодарской области.


«Сырье по подсолнечнику мы на 99 процентов закупаем казахстанское. У нас, может быть, один раз был экстренный случай, когда мы где-то небольшой объем докупали извне, когда у нас в Казахстане был дефицит. Не пытаемся работать с трейдерами, стараемся напрямую у хозяйств закупать, потому что это более выгодные цены. Также работаем с элеваторами, по-разному, в зависимости от того, как ситуация складывается от года к году», – рассказал в комментарии abctv.kz менеджер отдела продаж «ЭФКО Казахстан» Денис Давыдов.


Конкуренцию за сырье перерабатывающему подсолнечник заводу составляют не только китайские трейдеры, но и казахстанские предприятия. «В Казахстане много заводов, перерабатывающих семечки. За сырье конкурируем, особенно к концу сезона, когда нарастает конкуренция, цены на семечки тоже растут. Сейчас начинает спрос на подсолнечник расти, а на рынке остается все меньше объемов. Поэтому цены идут вверх», – поделился Давыдов.


Пока алматинский завод производит сырое масло из подсолнечника, прогоняя его через дополнительную очистку, гидратацию и вентаризацию. Часть продукции идет на внутренний рынок и в основном потребляется в кондитерской и кулинарной отраслях, а часть поставляется на экспорт в Китай и Узбекистан. Попеременно по полмесяца на заводе перерабатывается до четырех тысяч тонн подсолнечника, и примерно столько же времени занимает переработка сои в аналогичных объемах. При этом переход с одного вида производства на другой занимает несколько дней. В среднем завод бывает загружен на 80% при мощности переработки до 420 тонн сырья в сутки.


По сое заводу также приходится конкурировать с китайскими закупщиками, которые скупают ее в значительных объемах. В основном источником сырья выступает Алматинская область, хотя в ВКО тоже есть попытки выращивать сою, отмечает Давыдов. Большая часть объемов сои закупается сезонно при подходе урожая, когда цены оптимальны, а потом уже по мере необходимости, ведь запасы тают, а расценки на сою растут. «Переработав сою, мы получаем соевое масло и соевый шрот. Это продукт, который идет на корм птицефабрикам в основной массе и чуть меньше на КРС, какая-то часть идет на комбикормовый завод. Мы поставляем как на казахстанские птицефабрики, так и на рынок Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана», – говорит менеджер отдела продаж «ЭФКО Казахстан».


В целом ежегодный выпуск продукции соевого шрота и масла меняется в зависимости от конъюнктуры и настроений рынка, ценовых изменений. На внутреннем рынке и на экспорт цены разнятся, поэтому в компании пропорционально подходят к направлениям поставок. При этом внутри Казахстана приходится конкурировать с соевой продукцией, которая содержит ГМО.


«Мы работаем с такими птицефабриками как «Алатау-Кус», «Сункар», Усть-Каменогорская птицефабрика. По шроту нам конкуренцию в основном делает импортный шрот из России, Бразилии, Аргентины, США. Там идет чуть-чуть повыше содержание протеина, но с присутствием ГМО. Тут уже все зависит от наших птицефабрик, их отношения, кто-то использует только халал – они такое не берут. Для некоторых это непринципиально, и они смотрят на то, что цена чуть-чуть выгоднее», – констатирует Давыдов.


Рентабельная переработка


Другой переработчик сои – «БайтерекАгроТрейд», представленный на выставке «Ұлттық өнім», также поставляет казахстанским птицефабрикам свою продукцию.


«Мы занимаемся переработкой сои, производством полножирной экструдированной сои, жмыха и масла. Продукт это высокопротеиновый – 36%. В основном это для птицефабрик, мы также крупный рогатый скот кормим. Самый большой контракт у нас в Семее – это Восточно-Казахстанский мукомольно-комбикормовый комбинат. Мы работаем с Якорской птицефабрикой, «Шымкенткус», «Тассай-Кус», а также мелкими крестьянскими хозяйствами, кормящими животных», – рассказала в интервью abctv.kz заместитель директора по финансам «БайтерекАгроТрейд» Салтанат Дарибаева.


В год компания перерабатывает до тысячи тонн сои. Объемы производства небольшие, что не позволяет расширить ассортимент продукции. Сырье закупается у крестьян Илийского, Талгарского, Енбекшиказахского районов Алматинской области. Ранее также производился закуп у фермеров Сарканда и Талдыкоргана. В компании стараются диверсифицировать поставки и не зависеть от одного источника, работают с разными крестьянскими хозяйствами. В том числе с мелкими, которые объединяются, чтобы вместе сдать большие объемы. «Закупочная цена на начальном этапе (во время урожая. – Ред.), конечно, хорошая, около 100 тенге (за килограмм. – Ред.). Где-то к маю доходит до 150-160 тенге, в прошлом году до 200 поднималась цена», – вспоминает Дарибаева.


При наличии оборотных средств в компании стараются осуществить закуп осенью при низких ценах. Но в основном получается закупать частями на два-три месяца и реализовывать свою продукцию. Перерабатываемые объемы позволяют обслуживать кредит и закрывать обязательства, по которым компания подписала контракты. Заем компания получала у Capital Bank при субсидии «ДАМУ» в 10%. В результате «БайтерекАгроТрейд» выплачивала только 9% финансовому институту. Но субсидирование закончилось, и сейчас приходится платить 19%, что почти полностью съедает примерную маржу в 20%. Похожих производств небольшого масштаба в регионе много, поэтому в конкурентном поле приходится держать качество, отмечает Дарибаева.

Версия для печати

 
31.03.2021 г.

Жаркие FMCG-дебаты Catman Russia

Переработчики, ретейлеры и государство сверили итоги захватывающего 2020 года

Дискуссионная панель, посвященная регулированию рынка, оказалась одной из самых жарких на бизнес-форуме по управлению ассортиментом FMCG Catman Russia 2021. Ценообразование и экспорт, баланс между само- и госрегулированием – представители власти, ретейла и крупнейшие производители обсудили важные вопросы, дополнительно обострившиеся за год. ГК «ЭФКО» на встрече представлял директор по стратегическому развитию Владислав Романцев.


Романцев В.А.Конец 2020 года запомнился всем участникам рынка вынужденным вмешательством государства в вопрос ценообразования. Уже четвертый месяц в ущерб интересам бизнеса ключевые игроки исполняют взятые на себя обязательства по фиксации отпускной цены на сахар и подсолнечное масло. Министерство в целом выступает против госрегулирования цен и старается максимально использовать рыночные механизмы. Но в этот раз пришлось принять регуляторные решения по товарам первой необходимости.


«Год был сложный, но интересный. Вначале мы справлялись с резким увеличением заказов от ретейла. Люди делали запасы. Мы приложили много усилий, чтобы выполнить все заявки сетей, и справились с этой задачей в полном объеме. Вы можете заметить, что по масложировой группе полки в целом не пустели. Затем, в мае и июне, когда люди поняли, что бояться нечего, мы увидели падение продаж. К середине июля – августу отрасль, казалось, вышла на стабильную работу. Однако вторым важным фактором стал резкий рост цен на мировом рынке – практически в два раза. Мы все оказались не готовы к такой волатильности, – отметил Владислав Романцев. – Сейчас на площадке Минэкономразвития стараются стабилизировать внутренний рынок на перспективу. С нетерпением ждем единых и понятных правил. Отдельный вопрос – развитие наших конкурентных преимуществ в области экспорта растительной продукции, причем не в виде сырья, а после глубокой переработки. У нас есть мощности, и мы можем увеличивать объемы производства. Но чтобы нарастить экспорт, необходимо на государственном уровне стимулировать возделывание масличных культур.


Если говорить о долгосрочных перспективах, то население в мире растет. К 2050 году мы уже не сможем обеспечить всех продуктами питания, если делать их традиционными способами. Наша компания развивает производство продукции, способной преобразить рацион человека, не меняя традиционных способов потребления. Растительное мясо, растительное молоко – это не только веганская или вегетарианская история. В нашей и других российских компаниях отработали технологии производства высокобелковых продуктов, которые по своим вкусовым свойствам не уступают мировым аналогам. Они уже есть на прилавках. Мы ГМО-чистая страна с уникальными агроклиматическими условиями и земельными ресурсами. И в этом важнейшая наша перспектива на мировом рынке. Это помогает нам делать востребованную растительную продукцию не только полезной, но и доступной по цене».

Версия для печати