I & S INNOVATION & SUSTAINABILITY

«ЭФКО» разольет масло в Алматы

7 мая 2018 г.

«ЭФКО» разольет масло в Алматы

Опубликовано: Atameken Business Channel


Российская компания «ЭФКО» собирается начать выпуск бутилированного подсолнечного масла в Алматы в III квартале этого года. Об этом в комментарии abctv.kz на IV ежегодной выставке казахстанских производителей «Ұлттық өнім» рассказал региональный менеджер «ЭФКО Казахстан» Нуржан Конурбаев.


«Производство планируем, скорее всего, в III квартале 2018 года. Производственная линия уже готова, сырое масло мы давно производим, остался только упаковочный цех», – сказал он в беседе с abctv.kz.


Сейчас в компании пытаются понять, в какой таре лучше разливать подсолнечное масло для местного потребителя. Пока в планах задействовать емкости на 0,81 литра, один литр, 1,8 литра, 2,7 литра и пять литров. Из них три вида – на 0,81 литра, один литр и пять литров – производятся в Алматы. Остальное можно выпускать на основном заводе в городе Алексеевке Белгородской области РФ.


«Во второй половине мая, наверное, в Алматы мы будем проводить эксперимент, как будут наша новая продукция и наш бренд «Султан» восприниматься. Как проведем эксперимент, будем смотреть, какая восприимчивость наших клиентов, потенциальных конечных покупателей. Исходя из этого, решим, в какой таре лучше всего разливать, и будем делать номенклатурную группу, ассортимент», – пояснил Конурбаев.


До этого «ЭФКО» уже поставляла свое подсолнечное масло в Казахстан. Однако новая торговая марка «Султан» будет ориентирована только на казахстанский рынок. В России «ЭФКО» продает масло под названием «Слобода».


«На территории Казахстана такое масло не производят. Все основные конкуренты производят масло первого сорта, а у нас – высшего сорта. Наши конкуренты российские и основные наши местные производители давно на рынке. Мы в течение последних только четырех лет пытаемся войти. Расширяем свою дистрибуцию на рынке. Мы напрямую не реализуем свою продукцию, а работаем через дистрибьютора на данный момент, так как своих представительств у нас нет», – говорит сотрудник российской компании.


Кроме подсолнечного масла, на заводе «ЭФКО» в Алматы планируют выпускать майонез и кетчуп. В этих продуктах конкуренция в стране большая, признает Конурбаев. Однако в целом продукция компании не будет дешевле рыночных аналогов, так как основной ориентир будет на логику «цена – качество».


«Мы не добавляем пальмовое масло. Пятиразовая фильтрация у нас идет, рафинирование, дезодорация, и все производится на немецком оборудовании. Контроль качества очень хороший. Мы будем позиционироваться, конечно, согласно принципу «цена – качество», – заявляют в «ЭФКО Казахстан».


В 2018 году на алматинском заводе «ЭФКО» собираются произвести около 1,6-1,7 тыс. тонн и занять 5-10% казахстанского рынка подсолнечного масла. Так как по логистике Средняя Азия находится далеко от российского завода, в казахстанском подразделении планируют выходить на рынки Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Афганистана из-за преимущества цены. В Китай, являющийся, по словам регионального менеджера, специфичным рынком, которому нужны большие объемы, поставки выгоднее осуществлять морским путем из России.


«В Иран поставлять пока в планах у нас нет. У нас с России поставляется в Иран подсолнечное масло по Каспийскому морю, но это пока пробные партии. В этом году начали переговоры с иранскими партнерами, по-моему, первую партию в 100 тонн туда отправили», – отметил Конурбаев в разговоре с abctv.kz.


Борьба за масличные


Сырье в виде подсолнечных семечек без содержания ГМО «ЭФКО-Казахстан» в основном покупает в ВКО и Павлодарской области.


«Сырье по подсолнечнику мы на 99 процентов закупаем казахстанское. У нас, может быть, один раз был экстренный случай, когда мы где-то небольшой объем докупали извне, когда у нас в Казахстане был дефицит. Не пытаемся работать с трейдерами, стараемся напрямую у хозяйств закупать, потому что это более выгодные цены. Также работаем с элеваторами, по-разному, в зависимости от того, как ситуация складывается от года к году», – рассказал в комментарии abctv.kz менеджер отдела продаж «ЭФКО Казахстан» Денис Давыдов.


Конкуренцию за сырье перерабатывающему подсолнечник заводу составляют не только китайские трейдеры, но и казахстанские предприятия. «В Казахстане много заводов, перерабатывающих семечки. За сырье конкурируем, особенно к концу сезона, когда нарастает конкуренция, цены на семечки тоже растут. Сейчас начинает спрос на подсолнечник расти, а на рынке остается все меньше объемов. Поэтому цены идут вверх», – поделился Давыдов.


Пока алматинский завод производит сырое масло из подсолнечника, прогоняя его через дополнительную очистку, гидратацию и вентаризацию. Часть продукции идет на внутренний рынок и в основном потребляется в кондитерской и кулинарной отраслях, а часть поставляется на экспорт в Китай и Узбекистан. Попеременно по полмесяца на заводе перерабатывается до четырех тысяч тонн подсолнечника, и примерно столько же времени занимает переработка сои в аналогичных объемах. При этом переход с одного вида производства на другой занимает несколько дней. В среднем завод бывает загружен на 80% при мощности переработки до 420 тонн сырья в сутки.


По сое заводу также приходится конкурировать с китайскими закупщиками, которые скупают ее в значительных объемах. В основном источником сырья выступает Алматинская область, хотя в ВКО тоже есть попытки выращивать сою, отмечает Давыдов. Большая часть объемов сои закупается сезонно при подходе урожая, когда цены оптимальны, а потом уже по мере необходимости, ведь запасы тают, а расценки на сою растут. «Переработав сою, мы получаем соевое масло и соевый шрот. Это продукт, который идет на корм птицефабрикам в основной массе и чуть меньше на КРС, какая-то часть идет на комбикормовый завод. Мы поставляем как на казахстанские птицефабрики, так и на рынок Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана», – говорит менеджер отдела продаж «ЭФКО Казахстан».


В целом ежегодный выпуск продукции соевого шрота и масла меняется в зависимости от конъюнктуры и настроений рынка, ценовых изменений. На внутреннем рынке и на экспорт цены разнятся, поэтому в компании пропорционально подходят к направлениям поставок. При этом внутри Казахстана приходится конкурировать с соевой продукцией, которая содержит ГМО.


«Мы работаем с такими птицефабриками как «Алатау-Кус», «Сункар», Усть-Каменогорская птицефабрика. По шроту нам конкуренцию в основном делает импортный шрот из России, Бразилии, Аргентины, США. Там идет чуть-чуть повыше содержание протеина, но с присутствием ГМО. Тут уже все зависит от наших птицефабрик, их отношения, кто-то использует только халал – они такое не берут. Для некоторых это непринципиально, и они смотрят на то, что цена чуть-чуть выгоднее», – констатирует Давыдов.


Рентабельная переработка


Другой переработчик сои – «БайтерекАгроТрейд», представленный на выставке «Ұлттық өнім», также поставляет казахстанским птицефабрикам свою продукцию.


«Мы занимаемся переработкой сои, производством полножирной экструдированной сои, жмыха и масла. Продукт это высокопротеиновый – 36%. В основном это для птицефабрик, мы также крупный рогатый скот кормим. Самый большой контракт у нас в Семее – это Восточно-Казахстанский мукомольно-комбикормовый комбинат. Мы работаем с Якорской птицефабрикой, «Шымкенткус», «Тассай-Кус», а также мелкими крестьянскими хозяйствами, кормящими животных», – рассказала в интервью abctv.kz заместитель директора по финансам «БайтерекАгроТрейд» Салтанат Дарибаева.


В год компания перерабатывает до тысячи тонн сои. Объемы производства небольшие, что не позволяет расширить ассортимент продукции. Сырье закупается у крестьян Илийского, Талгарского, Енбекшиказахского районов Алматинской области. Ранее также производился закуп у фермеров Сарканда и Талдыкоргана. В компании стараются диверсифицировать поставки и не зависеть от одного источника, работают с разными крестьянскими хозяйствами. В том числе с мелкими, которые объединяются, чтобы вместе сдать большие объемы. «Закупочная цена на начальном этапе (во время урожая. – Ред.), конечно, хорошая, около 100 тенге (за килограмм. – Ред.). Где-то к маю доходит до 150-160 тенге, в прошлом году до 200 поднималась цена», – вспоминает Дарибаева.


При наличии оборотных средств в компании стараются осуществить закуп осенью при низких ценах. Но в основном получается закупать частями на два-три месяца и реализовывать свою продукцию. Перерабатываемые объемы позволяют обслуживать кредит и закрывать обязательства, по которым компания подписала контракты. Заем компания получала у Capital Bank при субсидии «ДАМУ» в 10%. В результате «БайтерекАгроТрейд» выплачивала только 9% финансовому институту. Но субсидирование закончилось, и сейчас приходится платить 19%, что почти полностью съедает примерную маржу в 20%. Похожих производств небольшого масштаба в регионе много, поэтому в конкурентном поле приходится держать качество, отмечает Дарибаева.

Версия для печати