I & S INNOVATION & SUSTAINABILITY

Глава государства провел совещание по вопросам деятельности Национальной комиссии по модернизации

28 августа 2017 г.

Глава государства провел совещание по вопросам деятельности Национальной комиссии по модернизации

Опубликовано: https://primeminister.kz


В совещании приняли участие Премьер-Министр Б.Сагинтаев, Председатель Мажилиса Н.Нигматулин, Руководитель Администрации Президента А.Джаксыбеков, члены Правительства, руководители центральных государственных органов и национальных компаний. Об этом сообщает пресс-служба Акорды.

В ходе совещания были заслушаны доклады председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции К.Кожамжарова, заместителя Руководителя Администрации Президента Т.Донакова, министра национальной экономики Т.Сулейменова, первого заместителя Руководителя Администрации Президента М.Тажина, заместителя Председателя Сената Б.Бекназарова.
Заслушав отчеты руководителей рабочих групп, Президент Казахстана остановился на реализации отдельных направлений Пяти институциональных реформ.

«Касательно первой реформы. По итогам аттестации руководящих работников корпуса «Б» во многих министерствах и акиматах выявлено слабое знание стратегических и программных документов. Это касается, прежде всего, министерств сельского хозяйства, здравоохранения, образования и науки, и практически всех акиматов. Ситуация с карьерным продвижением госслужащих улучшилась. Вместе с тем, в ряде госорганов наблюдается высокая сменяемость руководящего состава в связи с «командными перемещениями», — сказал Нурсултан Назарбаев.

Глава государства подчеркнул, что на освобождающиеся «по собственному желанию» должности назначаются люди, работавшие с руководителями в различные периоды, и поручил принять дополнительные меры по исправлению указанных недостатков.

«Также не снижается поток обращений со стороны населения о нарушениях законности и правопорядка в Администрацию Президента. Нет реальной состязательности на досудебной стадии. Адвокаты и работники правоохранительных органов имеют недостаточную квалификацию. Процедуры по очевидным и малозначительным правонарушениям необходимо максимально упростить. Люди не должны месяцами ждать решений по простым делам. Решения судебных и правоохранительных органов должны быть лаконичными, ясными для понимания граждан», — сказал Нурсултан Назарбаев.

Кроме этого, Глава государства остановился на работе местной полиции и акцентировал внимание на недопущение снижения её управляемости и оперативности в реагировании на экстренные ситуации.

«Местная полиция была и остается в единой системе органов внутренних дел. Но аким вправе ставить перед полицией задачи по обеспечению правопорядка местного значения и профилактике правонарушений», — сказал Президент Казахстана.

По третьему направлению Пяти институциональных реформ Нурсултан Назарбаев отметил, что из 50 шагов выполнено 13, а остальные находятся в работе.

Вместе с тем, Президент Казахстана еще раз напомнил о необходимости исключения из проекта нового Налогового кодекса неэффективных льгот и преференций, а также поручил провести широкую разъяснительную работу по данному вопросу.

Кроме этого, Глава государства акцентировал внимание на важность исполнения закона об укрупнении региональных электросетевых компаний, что должно привести к снижению стоимости электроэнергии для потребителей.

«Ставилась задача привлечь минимум 10 транснациональных компаний в перерабатывающий сектор для создания экспортных товаров и выхода на мировые рынки. В прошлом году запущено всего три совместных проекта, реализованные компаниями «Тенарис», «ЭФКО» и «Кока-кола». При этом компания, выпускающая кока-колу, работает в стране ещё с прошлого века», — сказал Президент Казахстана.

Также Нурсултан Назарбаев отметил отсутствие существенного прогресса в части реализации проектов в приоритетных секторах экономики с участием «якорных инвесторов» за последние 2 года.

«Каждый год об этом говорим. До сих пор ни один проект со стратегическим инвестором в этих отраслях не реализован. Создали специальную национальную компанию «Kazakh Invest». Придали ей особый статус, во всех регионах создали представительства. Прошло полгода, где результаты?» — поинтересовался Глава государства. Премьер-Министру было поручено закрепить зоны ответственности в работе по привлечению инвесторов.

Нурсултан Назарбаев также остановился на планах и перспективах дальнейшей работы МФЦА и его институтов.

Президент Казахстана отметил проблему коррупции в секторе недропользования, несмотря на предпринимаемые Правительством меры, и поручил пересмотреть законодательство в этой сфере.

В заключение Глава государства обозначил большой объем предстоящей работы всех ветвей власти по дальнейшей реализации Плана нации.

Версия для печати

 
09.02.2022 г.

Анализ использования кормов и шротов в Казахстане

Один из главных факторов повышения эффективности животноводства – обеспечение сбалансированной кормовой базы, отвечающей современным научным и практическим требованиям. Учитывая, что производство животноводческой продукции в фермерских хозяйствах базируется в основном на кормах собственного производства, проблема составления сбалансированного рациона, является весьма актуальной. Рассмотрим, как развивается рынок кормов и шротов, на примере Казахстана.


Оценивая рынок готовых кормов для сельскохозяйственных животных, в первую очередь необходимо проанализировать состав животных, представленных в Казахстане. По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, численность крупного рогатого скота в 2020 году составила 7,8 млн. голов, овец и коз – 20 млн. голов, лошадей – 3,1 млн. голов, свиней – 0,8 млн. голов. Наибольший удельный вес по численности приходится на птиц. Это более 50% и 43,2 млн. голов. Стоит отметить, что практически по всем видам сельскохозяйственных животных заметен рост численности поголовья. Незначительный спад, на 4,2%, наблюдался только в птицеводстве.

Рассмотрим расходы сельхозпредприятий на корма за 2018-2020 годы.

Таблица 1

Расход кормов в сельхозпредприятиях по видам скота за 2018-2020 гг.

Тыс. тонн

Виды скота

2018 год

2019 год

2020 год

Отклонение 2020/2018 г.

(+/-)

в %

-крупный рогатый скот

1510

1608,8

1733,4

223,4

14,7

из него:




0


-коровы

661,7

659,4

739,8

72,1

10,8

- овцы

202,6

199,2

230,2

27,6

13,62

- козы

5,2

4,9

7,1

1,9

36,53

- свиньи

137

135,6

151,9

14,9

10,87

- домашняя птица

1169,7

1211,8

1169,4

-0,3

-0,02

- лошади

246,1

243,6

260,9

14,8

6,01

- кролики домашние

0,07

0,002

-

-

-

- олени разведенные в хозяйствах

10,2

10,3

14,4

4,2

41,17

- верблюды

11,3

10,7

8,3

-3

-26,54

Расход, кормов, всего

3292,17

3424,90

3575,6

283,43

8,6

Примечание: составлено по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан

Как видно из таблицы 1, в 2020 году произошло увеличение расходов на корма практически для всех видов сельскохозяйственных животных. Наибольшая доля расходов приходится на крупный рогатый скот – 48,4% и домашнюю птицу – 32,7%.


В региональном аспекте наибольший расход на корма для животных сельскохозяйственными предприятиями отмечается в Акмолинской (18%), Алматинской (15%) и Костанайской (13%) областях. На долю агропроизводителей Атырауской и Кызылординской областей, а также городов Астана и Алматы приходятся незначительные расходы кормов для скота. В первую очередь, это связано с малым количеством поголовья в этих регионах.


В 2019 году в стране выпустили 1,92 млн тонн кормов. Это на 84,6% больше, чем в 2018-м, и на 86,4% – чем в 2017-м. Данные по производству кормов за 2020 году в Бюро национальной статистики отсутствуют.Динамика показывает, что казахстанские производители способны обеспечивать внутренний рынок необходимыми комбикормами, важным компонентов которых являются как раз шроты.


Фермеры добавляют в состав комбикорма в среднем 7-20% шротов. Это снабжает животных белком и незаменимыми аминокислотами. Чтобы обеспечить местных животноводов необходимыми протеиновыми добавками, в Казахстане в последние несколько лет заметно наращивается выпуск шротов. В частности, самый большой прирост продемонстрировал рапсовый шрот – за два года, с 2018 по 2020 гг., его производство выросло на 96% (с 51,1 до 100,3 тыс. тонн).


При этом казахстанский рынок жмыхов и шротов отличается от мирового, где наибольший объем производства приходится на сою. В нашей стране наиболее активно перерабатывается подсолнечник, поэтому активнее экспортируются продукты из него. Так, в Казахстане в 2020 г. произвели 267,4 тыс. тонн подсолнечного шрота – рост на 38,3% за два года. Соевый же находится на втором месте в стране – в 2020 г. объем его производства составил 176 тыс. тонн (прирост – на 26,9%).


В республике производится больше подсолнечного шрота, а потребляется – соевого. В 2020 г. выпуск продуктов из подсолнечника превысил спрос на 62,7%. При этом в Казахстане растет и производство рапсового шрота, однако объем его потребления внутри государства остается невысоким – местные аграрии покупают около трети такого корма. Профицит местных подсолнечника и рапса создает предпосылки для их экспорта. Существует небольшой дефицит соевого шрота, но он компенсируется за счет экспорта.

Казахстан активно экспортирует подсолнечный и рапсовый шроты. Так, в 2020 году продажи подсолнечного шрота за границу увеличились на 72,1 тонн по сравнению с 2019 г. Основным покупателем местного подсолнечного шрота является Узбекистан, на долю которого в 2020 г. пришлось 62%, а рапсовый шрот активно приобретал Китай (более 50% продукции).

Стоит отметить, что импортируется в серьезных масштабах только соевый шрот. Так, объем его импорта в 2020 г. увеличился почти на 30% по сравнению с 2019 г. Основными поставщиками таких кормов в Казахстан являются Россия и Аргентина. Они импортируют более 70% и 20% общего объема соевого шрота соответственно.

В свою очередь, самыми крупными рынками для экспорта шротов из республики в 2020 г. стали Узбекистан (37,5%), Китай (28,5%), Таджикистан (14,1%), Россия (8,3%) и Норвегия (3%).



Государству выгодно отправлять на экспорт продукцию переработки масличных. Это товары с высокой добавленной стоимостью, их производство создает рабочие места внутри страны, увеличивает валютную выручку и налоговые платежи в бюджет.

Версия для печати