I & S INNOVATION & SUSTAINABILITY

Казахстанские маслоделы перекрыли более 70% спроса на подсолнечное масло

6 июня 2017 г.

Казахстанские маслоделы перекрыли более 70% спроса на подсолнечное масло

Опубликовано: https://forbes.kz

На фоне общего удорожания продуктов питания, стоимость подсолнечного масла в апреле показала снижение на 1% за год, передает energyprom.kz. По итогам I квартала 2017 года казахстанские маслоделы произвели 29 тыс. тонн нерафинированного подсолнечного масла (+1,1% за год) и 29,6 тыс. тонн - рафинированного (-3,2% год-к-году).

Основная маслодельня страны - Восточно-Казахстанская область. Здесь выпускается 82,9% всего объема нерафинированного и 52,3% - рафинированного масла по РК. Здесь же по итогам 2016 года зафиксировано 47,2% посевных площадей подсолнечника и 55,8% валового сбора подсолнечника в весе после доработки.

В регионе работают такие значимые предприятия отрасли, как, например, АО "Май", ТОО "Востоксельхозпродукт", ТОО "Усть-Каменогорский Маслозавод". Кроме того, в Зыряновском районе, флагмане ВКО по выращиванию масленичных культур, собираются в скором времени построить маслозавод. Запланированная мощность будущего завода по переработке семян подсолнечника - 2,6 тысячи тонн в год.

Стоимость проекта - 1,8 млрд тенге. Еще 22,9% выпуска рафинированного, и 3,7% - нерафинированного подсолнечного масла обеспечивают маслодельни Актюбинской области.

Здесь работают такие ключевые производители, как, например, ТОО "Актобе Фудс". Также 18% рафинированного масла выпускается в Алматы. В регионе задействованы такие компании, как, к примеру, АО "Евразиан Фудс Корпорейшн", алматинский филиал ТОО "Масло-Дел", ТОО "MS", ТОО "ЭФКО Алматы".

В многолетней динамике производство подсолнечного масла и его фракций, после спада в 2015 году (-4,5% к 2014), показало вполне оптимистичный прирост по итогам 2016 года (на 9% за год). Примечательно, что по итогам первых двух месяцев текущего года производители подсолнечного масла обеспечили 70,2% спроса (за январь-февраль 2016 было 69,5%, по итогам 2016 года в целом - 72,1%)  

На фоне достаточно высокого уровня самообеспечения и, соответственно, сильных позиций казахстанских компаний на внутреннем рынке, местные производители усиливают экспортное направление.

Так, по итогам января-февраля 2017 года экспорт подсолнечного масла составил уже 6,6 тыс. тонн - более чем вчетверо больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Для сравнения, по итогам всего 2016 года объемы экспорта к 2015 увеличились на 16,2%.  

Так, например, казахстанские компании планируют усилить экспорт в Узбекистан. Этому способствует постановление, вышедшее 31 марта, согласно которому Узбекистан снизил или вовсе отменил пошлину на ряд ввозимых товаров. В список попали также подсолнечное и сафлоровое масло. Прежний акциз составлял 20%, новый - 10%. Это позволит казахстанской продукции, за счет снизившейся цены, закрепиться на узбекском рынке, либо впервые выйти на него.

Стоимость подсолнечного масла в рознице, несмотря на общее удорожание продовольственных товаров (по итогам марта - на 9,7% за год, и на 0,6% к февралю), снизилась.

В апреле литр масла стоил в магазинах и на базарах 424,5 тг, -0,7% за год (и -1,9% - к марту текущего года).Дороже всего среди крупных городов и мегаполисов страны масло обходилось жителям Актау (458 тг за л, +5,4% за год) и Усть-Каменогорска (458 тг за л, -1,7% за год).

По итогам прошлого года посевная площадь подсолнечника увеличилась сразу на 12,7% к показателям 2015, до 835 тыс. гектар.

Общая посевная площадь масличных культур в целом выросла на 1,3%, до 2,04 млн гектар.

Валовый сбор подсолнечника по итогам 2016 года вырос сразу на 41,4% год-к-году, до 754,9 тыс. тонн. В целом по масличным культурам валовый сбор в 2016 составил 1,9 млн тонн - на 22,9% больше, чем годом ранее.

Версия для печати

 
31.03.2021 г.

Жаркие FMCG-дебаты Catman Russia

Переработчики, ретейлеры и государство сверили итоги захватывающего 2020 года

Дискуссионная панель, посвященная регулированию рынка, оказалась одной из самых жарких на бизнес-форуме по управлению ассортиментом FMCG Catman Russia 2021. Ценообразование и экспорт, баланс между само- и госрегулированием – представители власти, ретейла и крупнейшие производители обсудили важные вопросы, дополнительно обострившиеся за год. ГК «ЭФКО» на встрече представлял директор по стратегическому развитию Владислав Романцев.


Романцев В.А.Конец 2020 года запомнился всем участникам рынка вынужденным вмешательством государства в вопрос ценообразования. Уже четвертый месяц в ущерб интересам бизнеса ключевые игроки исполняют взятые на себя обязательства по фиксации отпускной цены на сахар и подсолнечное масло. Министерство в целом выступает против госрегулирования цен и старается максимально использовать рыночные механизмы. Но в этот раз пришлось принять регуляторные решения по товарам первой необходимости.


«Год был сложный, но интересный. Вначале мы справлялись с резким увеличением заказов от ретейла. Люди делали запасы. Мы приложили много усилий, чтобы выполнить все заявки сетей, и справились с этой задачей в полном объеме. Вы можете заметить, что по масложировой группе полки в целом не пустели. Затем, в мае и июне, когда люди поняли, что бояться нечего, мы увидели падение продаж. К середине июля – августу отрасль, казалось, вышла на стабильную работу. Однако вторым важным фактором стал резкий рост цен на мировом рынке – практически в два раза. Мы все оказались не готовы к такой волатильности, – отметил Владислав Романцев. – Сейчас на площадке Минэкономразвития стараются стабилизировать внутренний рынок на перспективу. С нетерпением ждем единых и понятных правил. Отдельный вопрос – развитие наших конкурентных преимуществ в области экспорта растительной продукции, причем не в виде сырья, а после глубокой переработки. У нас есть мощности, и мы можем увеличивать объемы производства. Но чтобы нарастить экспорт, необходимо на государственном уровне стимулировать возделывание масличных культур.


Если говорить о долгосрочных перспективах, то население в мире растет. К 2050 году мы уже не сможем обеспечить всех продуктами питания, если делать их традиционными способами. Наша компания развивает производство продукции, способной преобразить рацион человека, не меняя традиционных способов потребления. Растительное мясо, растительное молоко – это не только веганская или вегетарианская история. В нашей и других российских компаниях отработали технологии производства высокобелковых продуктов, которые по своим вкусовым свойствам не уступают мировым аналогам. Они уже есть на прилавках. Мы ГМО-чистая страна с уникальными агроклиматическими условиями и земельными ресурсами. И в этом важнейшая наша перспектива на мировом рынке. Это помогает нам делать востребованную растительную продукцию не только полезной, но и доступной по цене».

Версия для печати