5 апреля 2018 года, Алматы, Казахстан – Студенты 2 и 3 курсов кафедры факультета пищевых производств Алматинского Технологического Университета посетили производственную площадку одного из крупнейших масложировых предприятий Казахстана – ТОО «ЭФКО АЛМАТЫ». Экскурсия включала в себя осмотры цеха по производству специализированных жиров и маргаринов, складов хранения растительных шротов и готовой продукции.
Началась экскурсия с небольшой презентации о компании «ЭФКО». Ирина Кирюхина, менеджер по связям с общественностью ТОО «ЭФКО Алматы», рассказала ребятам об истории ГК «ЭФКО», ее позициях на рынках, направлениях деятельности, ассортименте выпускаемой продукции, технологиях производства маргариновой продукции и особенностях ее использования при производстве хлебобулочных и кондитерских изделий.
Ребята узнали, что Группа Компаний «ЭФКО» - крупнейший масложировой холдинг на рынке стран Евразийского экономического союза - вышла на рынок Казахстана в 2003 году. Первоначально компания экспортировала в РК свою продукцию, но в 2015 году было принято решение о начале реализации в Республике масштабного проекта по созданию масложирового кластера с вертикально-интегрированной бизнес-моделью: «от поля» до «конечного продукта». Проект получил одобрение Президента Республики Казахстан Н.А Назарбаева на Совете иностранных инвесторов в 2015 году, был включен в Карту индустриализации г. Алматы и Единую программу поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020».
«Сегодня ТОО «ЭФКО АЛМАТЫ» является одним из крупнейших масложировых предприятий Республики и продолжает активно развитие, поэтому мы заинтересованы в привлечении перспективных молодых специалистов, которые хотят развиваться вместе с нами, и готовы предоставить им уникальные возможности для карьерного роста» - отметила Ирина Кирюхина.
Далее перед студентами выступил Леонид Нуралиев, инженер-технолог компании, который рассказал о технологиях глубокой переработки растительных масел, показал маслобаковое хозяйство, пультовую цеха производства и фасовки продукции, благодаря чему ребята смогли увидеть весь производственный цикл производства с момента получения сырья до отправки готовой продукции заказчикам.
Особенно студентов впечатлил высокий уровень автоматизации и организации труда. Леонид Нуралиев пояснил, что для того, чтобы выпускать высококачественную конкурентоспособную продукцию, все заводы компании оснащены новейшим европейским оборудованием. Кроме того, в «ЭФКО» уделяется особое внимание уровню профессиональной подготовки сотрудников производства. Это касается необходимости постоянного совершенствования их знаний и навыков, для чего компания в компании создан собственный учебный центр, на регулярной основе проводятся специальные тренинги, курсы и семинары, а наиболее перспективных специалистов направляют на обучение в Россию.
Выбор будущей профессии и места работы - серьезный шаг, который предстоит сделать каждому, и, осознавая это, ТОО «ЭФКО Алматы» открыта к диалогу с учебными заведениями и планирует на регулярной основе проводить профориентационные экскурсии для студентов на своих производственных и офисных площадках. Следует отметить, что сегодня компания является одним из немногих работодателей, которая готова брать на работу выпускников без опыта работы и предоставлять им уникальные возможности для построения карьеры.
«ЭФКО» стремится приглашать на работу самых активных и амбициозных выпускников казахстанских ВУЗов и предоставлять им возможности для профессиональной самореализации. У нас много историй успеха, когда молодые специалисты благодаря своему труду и готовности учиться и развиваться могли построить на предприятии хорошую карьеру», - отметил Леонид Нуралиев.
«Профессия, которую я выбрала, - удивительная, ведь ее первая задача - отвечать за качество конечного продукта, который едят люди. Кроме того, кто, как не технолог, может увлеченно искать и разрабатывать новые оригинальные рецептуры, контролировать процессы изготовления, проводить экспертизу продукции и готовить ее к сертификации. После экскурсии я еще раз убедилась в правильности своего решения пойти учиться на технолога» - отметила студентка 3 курса Дельманова Дана.
Ребятам понравился завод, они увидели весь технологический процесс производства специализированных жиров, познакомились с ведущими специалистами предприятия, смогли задать им свои вопросы и поделиться впечатлениями от увиденного на площадке.
Один из главных факторов повышения эффективности животноводства – обеспечение сбалансированной кормовой базы, отвечающей современным научным и практическим требованиям. Учитывая, что производство животноводческой продукции в фермерских хозяйствах базируется в основном на кормах собственного производства, проблема составления сбалансированного рациона, является весьма актуальной. Рассмотрим, как развивается рынок кормов и шротов, на примере Казахстана.
Оценивая рынок готовых кормов для сельскохозяйственных животных, в первую очередь необходимо проанализировать состав животных, представленных в Казахстане. По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, численность крупного рогатого скота в 2020 году составила 7,8 млн. голов, овец и коз – 20 млн. голов, лошадей – 3,1 млн. голов, свиней – 0,8 млн. голов. Наибольший удельный вес по численности приходится на птиц. Это более 50% и 43,2 млн. голов. Стоит отметить, что практически по всем видам сельскохозяйственных животных заметен рост численности поголовья. Незначительный спад, на 4,2%, наблюдался только в птицеводстве.
Рассмотрим расходы сельхозпредприятий на корма за 2018-2020 годы.
Таблица 1
Расход кормов в сельхозпредприятиях по видам скота за 2018-2020 гг.
Тыс. тонн
Виды скота |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Отклонение 2020/2018 г. |
|
(+/-) |
в % |
||||
-крупный рогатый скот |
1510 |
1608,8 |
1733,4 |
223,4 |
14,7 |
из него: |
|
|
|
0 |
|
-коровы |
661,7 |
659,4 |
739,8 |
72,1 |
10,8 |
- овцы |
202,6 |
199,2 |
230,2 |
27,6 |
13,62 |
- козы |
5,2 |
4,9 |
7,1 |
1,9 |
36,53 |
- свиньи |
137 |
135,6 |
151,9 |
14,9 |
10,87 |
- домашняя птица |
1169,7 |
1211,8 |
1169,4 |
-0,3 |
-0,02 |
- лошади |
246,1 |
243,6 |
260,9 |
14,8 |
6,01 |
- кролики домашние |
0,07 |
0,002 |
- |
- |
- |
- олени разведенные в хозяйствах |
10,2 |
10,3 |
14,4 |
4,2 |
41,17 |
- верблюды |
11,3 |
10,7 |
8,3 |
-3 |
-26,54 |
Расход, кормов, всего |
3292,17 |
3424,90 |
3575,6
|
283,43
|
8,6 |
Примечание: составлено по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан
Как видно из таблицы 1, в 2020 году произошло увеличение расходов на корма практически для всех видов сельскохозяйственных животных. Наибольшая доля расходов приходится на крупный рогатый скот – 48,4% и домашнюю птицу – 32,7%.
В региональном аспекте наибольший расход на корма для животных сельскохозяйственными предприятиями отмечается в Акмолинской (18%), Алматинской (15%) и Костанайской (13%) областях. На долю агропроизводителей Атырауской и Кызылординской областей, а также городов Астана и Алматы приходятся незначительные расходы кормов для скота. В первую очередь, это связано с малым количеством поголовья в этих регионах.
В 2019 году в стране выпустили 1,92 млн тонн кормов. Это на 84,6% больше, чем в 2018-м, и на 86,4% – чем в 2017-м. Данные по производству кормов за 2020 году в Бюро национальной статистики отсутствуют.Динамика показывает, что казахстанские производители способны обеспечивать внутренний рынок необходимыми комбикормами, важным компонентов которых являются как раз шроты.
Фермеры добавляют в состав комбикорма в среднем 7-20% шротов. Это снабжает животных белком и незаменимыми аминокислотами. Чтобы обеспечить местных животноводов необходимыми протеиновыми добавками, в Казахстане в последние несколько лет заметно наращивается выпуск шротов. В частности, самый большой прирост продемонстрировал рапсовый шрот – за два года, с 2018 по 2020 гг., его производство выросло на 96% (с 51,1 до 100,3 тыс. тонн).
При этом казахстанский рынок жмыхов и шротов отличается от мирового, где наибольший объем производства приходится на сою. В нашей стране наиболее активно перерабатывается подсолнечник, поэтому активнее экспортируются продукты из него. Так, в Казахстане в 2020 г. произвели 267,4 тыс. тонн подсолнечного шрота – рост на 38,3% за два года. Соевый же находится на втором месте в стране – в 2020 г. объем его производства составил 176 тыс. тонн (прирост – на 26,9%).
Стоит отметить, что импортируется в серьезных масштабах только соевый шрот. Так, объем его импорта в 2020 г. увеличился почти на 30% по сравнению с 2019 г. Основными поставщиками таких кормов в Казахстан являются Россия и Аргентина. Они импортируют более 70% и 20% общего объема соевого шрота соответственно.
В свою очередь, самыми крупными рынками для экспорта шротов из республики в 2020 г. стали Узбекистан (37,5%), Китай (28,5%), Таджикистан (14,1%), Россия (8,3%) и Норвегия (3%).
Государству выгодно отправлять на экспорт продукцию переработки масличных. Это товары с высокой добавленной стоимостью, их производство создает рабочие места внутри страны, увеличивает валютную выручку и налоговые платежи в бюджет.