I & S INNOVATION & SUSTAINABILITY

Казахстан. Шроты: анализ текущего состояния и практика применения

5 мая 2021 г.

Казахстан. Шроты: анализ текущего состояния и практика применения

Текущее состояние отрасли

Опубликовано: ailword.ru


Анализируя рынок жмыхов и шротов, в первую очередь необходимо рассмотреть количество основных потребителей данного вида продукции – сельскохозяйственных животных. Динамика поголовья скота и птицы в Казахстане рассмотрена на рисунке 1.

Рисунок 1. Поголовье скота и птицы за 2017-2020 годы.

Источник: составлено по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан


Как видно из рисунка 1 в среднем количество сельскохозяйственных животных в Казахстане увеличивается год от года. Так поголовье крупного рогатого скота в 2020 году увеличилось по сравнению с 2019 годом на 16,0%, овец и коз на 9,3%, свиней на 0,5%, лошадей на 29%. При этом наблюдается снижение поголовья птицы на 1 882 тыс. голов или на 4,2%, что не может повлиять на общий спрос на шроты. Темпы прироста поголовья животных в стране напрямую зависят от экономической ситуации в отрасли конъюнктуры рынка, наличия трудовых ресурсов и кормовой базы. При этом продуктивность, в свою   очередь зависит от обеспеченности организма энергией и белком. Между тем для высокопродуктивных коров кормовой протеин стал одним из важнейших лимитирующих факторов дальнейшего повышения их молочной продуктивности.


В этом отношении большего внимания заслуживают шрота, подъем производства которых наблюдается в Казахстане за последние несколько лет. Это наглядно видно на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика производства подсолнечного, соевого и рапсового  шротов за 2017-2020 гг.

Источник: составлено по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан


Как видно из рисунка 2 больше всего в республике производится подсолнечного шрота: в 2020 году его выпустили на 18,7 % больше, чем в 2019 году и на 21,8% чем в 2018 году.   Объем производства соевого и рапсового шротов в 2020 году остался практически на уровне 2019 года и составил 167 035 и 100 366 тонн соответственно.


Казахстанский рынок жмыхов и шротов отличается от мирового рынка, где наибольший объем производства приходится на сою. В стране активно перерабатывается подсолнечник и экспортируются продукты его переработки. Динамика экспорта основных видов шротов рассмотрена на рисунке 3.

Рисунок 3. Экспорт подсолнечного, соевого и рапсового шротов за 2018-2020 годы

Источник: составлено по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан


Как видно рисунка 3 в 2020 году Казахстан увеличил экспорт подсолнечного шрота на 71 983 тонн по сравнению с 2019 годом и на 38 627 по сравнению с 2018 годом. Основным покупателем казахстанского подсолнечного шрота является Узбекистан, доля которого в 2020 году составила 62%. Соевый шрот активно экспортируется в Таджикистан и Узбекистан их доля на рынке составляет по 30%. Что же касается рапсового шрота, то основным покупателем является Китай. В страну  экспортируется более 50% продукции.


Структура экспорта казахстанских шротов представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Структура экспорта подсолнечного, соевого и рапсового шротов за 2020 год.

Источник: составлено по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан


Как видно из рисунка 4 более 37% шротов экспортируется в Узбекистан, 28,5% в Китай, 28,1% в Таджикистан 14,1% и Норвегию 3%. На остальные страны приходится 8,6%. Стоит отметить, что Казахстану выгодно продукцию переработки масличных отправлять на экспорт, так как это товары с высокой добавленной стоимостью, производство которых создает рабочие места внутри страны, увеличивает налоговые платежи в бюджет и валютную выручку.

Версия для печати

 
31.03.2021 г.

Жаркие FMCG-дебаты Catman Russia

Переработчики, ретейлеры и государство сверили итоги захватывающего 2020 года

Дискуссионная панель, посвященная регулированию рынка, оказалась одной из самых жарких на бизнес-форуме по управлению ассортиментом FMCG Catman Russia 2021. Ценообразование и экспорт, баланс между само- и госрегулированием – представители власти, ретейла и крупнейшие производители обсудили важные вопросы, дополнительно обострившиеся за год. ГК «ЭФКО» на встрече представлял директор по стратегическому развитию Владислав Романцев.


Романцев В.А.Конец 2020 года запомнился всем участникам рынка вынужденным вмешательством государства в вопрос ценообразования. Уже четвертый месяц в ущерб интересам бизнеса ключевые игроки исполняют взятые на себя обязательства по фиксации отпускной цены на сахар и подсолнечное масло. Министерство в целом выступает против госрегулирования цен и старается максимально использовать рыночные механизмы. Но в этот раз пришлось принять регуляторные решения по товарам первой необходимости.


«Год был сложный, но интересный. Вначале мы справлялись с резким увеличением заказов от ретейла. Люди делали запасы. Мы приложили много усилий, чтобы выполнить все заявки сетей, и справились с этой задачей в полном объеме. Вы можете заметить, что по масложировой группе полки в целом не пустели. Затем, в мае и июне, когда люди поняли, что бояться нечего, мы увидели падение продаж. К середине июля – августу отрасль, казалось, вышла на стабильную работу. Однако вторым важным фактором стал резкий рост цен на мировом рынке – практически в два раза. Мы все оказались не готовы к такой волатильности, – отметил Владислав Романцев. – Сейчас на площадке Минэкономразвития стараются стабилизировать внутренний рынок на перспективу. С нетерпением ждем единых и понятных правил. Отдельный вопрос – развитие наших конкурентных преимуществ в области экспорта растительной продукции, причем не в виде сырья, а после глубокой переработки. У нас есть мощности, и мы можем увеличивать объемы производства. Но чтобы нарастить экспорт, необходимо на государственном уровне стимулировать возделывание масличных культур.


Если говорить о долгосрочных перспективах, то население в мире растет. К 2050 году мы уже не сможем обеспечить всех продуктами питания, если делать их традиционными способами. Наша компания развивает производство продукции, способной преобразить рацион человека, не меняя традиционных способов потребления. Растительное мясо, растительное молоко – это не только веганская или вегетарианская история. В нашей и других российских компаниях отработали технологии производства высокобелковых продуктов, которые по своим вкусовым свойствам не уступают мировым аналогам. Они уже есть на прилавках. Мы ГМО-чистая страна с уникальными агроклиматическими условиями и земельными ресурсами. И в этом важнейшая наша перспектива на мировом рынке. Это помогает нам делать востребованную растительную продукцию не только полезной, но и доступной по цене».

Версия для печати